Постановление Правительства ЯНАО от 16.04.2013 N 256-П "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. № 256-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ
НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 16.06.2015 № 534-П,
от 25.09.2015 № 903-П)
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П в наименование данного документа внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П в пункт 1 внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
(п. 1 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Сидорову И.К.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П в нумерационный заголовок приложения к данному документу внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 апреля 2013 года № 256-П
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П)
I. Общие положения
1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки), в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации определяет цели и задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее - лица, желающие принять в семью ребенка).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства или уполномоченными организациями, отобранными органами опеки и попечительства в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423" (далее - организации).
II. Цели и задачи подготовки лиц,
желающих принять в семью ребенка
2.1. Цели подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка:
повышение уровня компетентности и осознанности граждан при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
профилактика возврата ребенка из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка:
повышение у указанных лиц психолого-педагогической и правовой компетенции, формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан;
профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей.
III. Содержание Программы подготовки
3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки.
3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки:
№ п/п
Наименование раздела
Всего (часов)
Лекции (часов)
Тренинги (часов)
Индивидуальное консультирование (часов)
1
2
3
4
5
6
1.
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка
6
1
3
2
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка.
Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка
6
2
2
2
3.
Этапы развития ребенка
4
2
2
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
8
2
6
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
8
2
6
6.
Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание
8
2
4
2
7.
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"
6
2
4
8.
Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
6
2
4
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
1
1
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
8
2
2
4
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
2
2
12.
Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
4
4
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки лицами, желающими принять в семью ребенка. Итоговая аттестация лиц, желающих принять в семью ребенка
2
2
Всего
72
20
40
12
3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел включает проведение с каждым из лиц, желающих принять в семью ребенка, индивидуального собеседования (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);
содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка;
задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, по следующим темам:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи лицам, желающим принять в семью ребенка, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление лиц, желающих принять в семью ребенка, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание основных законов и других документов, регулирующих взаимоотношения между приемными семьями и различными государственными службами. Конвенция ООН о правах ребенка как международный документ о правах детей. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", нормативные правовые акты о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации;
формирование у лиц, желающих принять в семью ребенка, знаний в области детской психологии; представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка (понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования лиц, желающих принять в семью ребенка, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с их согласия);
общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (общая характеристика приемной семьи как социального института; изменение структуры семьи и семейных взаимоотношений с появлением ребенка, взятого на воспитание; преодоление кризисов; подготовка ребенка к вхождению в семью; особенности процесса адаптации, помощь в освоении нового жизненного опыта, определение границ дозволенного, правил жизни семьи, формирование связей с различными членами семьи, развитие чувства безопасности и доверия; определение уровня здоровья и психофизического развития ребенка);
причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка. Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел 2 включает в себя следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка и понимание лицами, желающими принять в семью ребенка, необходимости их обеспечивать (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки);
проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 включает следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии, привязанность, безопасность, идентичность (причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей).
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 включает следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение (оценка лицами, желающими принять в семью ребенка, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение; семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития).
3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Раздел 5 включает следующие темы:
потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка (роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка);
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; последствие вторичного отказа приемных родителей от ребенка (психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия).
3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание.
Раздел 6 включает следующие темы:
особенности ожидания семьи, принявшей ребенка на воспитание; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка (типичные ошибки воспитания в семье, принявшей ребенка; проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка; различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в семью);
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации (учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями семьи, принявшей ребенка на воспитание, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи семье, принявшей ребенка на воспитание, в период его адаптации в семье.
3.3.7. Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Раздел 7 включает следующие темы:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание лицами, принявшими ребенка на воспитание в семью, того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
3.3.8. Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Раздел 8 включает следующие темы:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в семье, принявшей ребенка на воспитание, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
3.3.9. Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Раздел 9 включает следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
3.3.10. Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Раздел 10 включает следующие темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений лиц, желающих принять в семью ребенка;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи, принявшей ребенка на воспитание; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи, принявшей ребенка на воспитание, проблем семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
3.3.11. Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Раздел 11 включает следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять в семью ребенка, порядок предоставления ими документов для получения заключения о возможности быть усыновителем(ями), удочерителем(ями), опекуном(ами), попечителем(ями) или приемным(и) родителем(ями);
порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, лицам, желающим принять в семью ребенка, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки семей, принявших детей на воспитание, и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в семье, принявшей ребенка на воспитание; порядок предоставления лицами, принявшими ребенка под опеку (попечительство), приемную семью ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком семье, принявшей его на воспитание, или семьей, принявшей ребенка на воспитание, ребенку; третьими лицами семье, принявшей ребенка на воспитание, и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
3.3.12. Раздел 12. Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Раздел 12 включает следующие темы:
родительские и профессиональные функции семьи, принявшей ребенка на воспитание;
взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование лиц, желающих принять в семью ребенка, о доступной инфраструктуре социальных услуг для семей, принявших ребенка на воспитание, в месте проживания семьи; взаимодействие семей, принявших детей на воспитание, с социальным окружением и родительским сообществом.
3.3.13. Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел 13 включает следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка;
проведение самооценки лиц, желающих принять в семью ребенка, и выявление готовности их к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять в семью ребенка, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с лицами, желающими принять в семью ребенка, по их желанию).
Приложение № 2
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 апреля 2013 года № 256-П
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П приложение 2 признано утратившим силу. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Исключен. - Постановление Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П.
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. № 256-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ
НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 16.06.2015 № 534-П,
от 25.09.2015 № 903-П)
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П в наименование данного документа внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П в пункт 1 внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
(п. 1 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Сидорову И.К.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П в нумерационный заголовок приложения к данному документу внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 апреля 2013 года № 256-П
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П)
I. Общие положения
1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки), в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации определяет цели и задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее - лица, желающие принять в семью ребенка).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства или уполномоченными организациями, отобранными органами опеки и попечительства в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423" (далее - организации).
II. Цели и задачи подготовки лиц,
желающих принять в семью ребенка
2.1. Цели подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка:
повышение уровня компетентности и осознанности граждан при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
профилактика возврата ребенка из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка:
повышение у указанных лиц психолого-педагогической и правовой компетенции, формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан;
профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей.
III. Содержание Программы подготовки
3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки.
3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки:
№ п/п
Наименование раздела
Всего (часов)
Лекции (часов)
Тренинги (часов)
Индивидуальное консультирование (часов)
1
2
3
4
5
6
1.
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка
6
1
3
2
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка.
Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка
6
2
2
2
3.
Этапы развития ребенка
4
2
2
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
8
2
6
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
8
2
6
6.
Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание
8
2
4
2
7.
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"
6
2
4
8.
Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
6
2
4
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
1
1
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
8
2
2
4
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
2
2
12.
Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
4
4
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки лицами, желающими принять в семью ребенка. Итоговая аттестация лиц, желающих принять в семью ребенка
2
2
Всего
72
20
40
12
3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел включает проведение с каждым из лиц, желающих принять в семью ребенка, индивидуального собеседования (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);
содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка;
задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, по следующим темам:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи лицам, желающим принять в семью ребенка, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление лиц, желающих принять в семью ребенка, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание основных законов и других документов, регулирующих взаимоотношения между приемными семьями и различными государственными службами. Конвенция ООН о правах ребенка как международный документ о правах детей. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", нормативные правовые акты о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации;
формирование у лиц, желающих принять в семью ребенка, знаний в области детской психологии; представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка (понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования лиц, желающих принять в семью ребенка, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с их согласия);
общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (общая характеристика приемной семьи как социального института; изменение структуры семьи и семейных взаимоотношений с появлением ребенка, взятого на воспитание; преодоление кризисов; подготовка ребенка к вхождению в семью; особенности процесса адаптации, помощь в освоении нового жизненного опыта, определение границ дозволенного, правил жизни семьи, формирование связей с различными членами семьи, развитие чувства безопасности и доверия; определение уровня здоровья и психофизического развития ребенка);
причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка. Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел 2 включает в себя следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка и понимание лицами, желающими принять в семью ребенка, необходимости их обеспечивать (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки);
проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 включает следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии, привязанность, безопасность, идентичность (причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей).
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 включает следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение (оценка лицами, желающими принять в семью ребенка, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение; семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития).
3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Раздел 5 включает следующие темы:
потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка (роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка);
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; последствие вторичного отказа приемных родителей от ребенка (психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия).
3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание.
Раздел 6 включает следующие темы:
особенности ожидания семьи, принявшей ребенка на воспитание; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка (типичные ошибки воспитания в семье, принявшей ребенка; проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка; различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в семью);
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации (учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями семьи, принявшей ребенка на воспитание, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи семье, принявшей ребенка на воспитание, в период его адаптации в семье.
3.3.7. Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Раздел 7 включает следующие темы:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание лицами, принявшими ребенка на воспитание в семью, того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
3.3.8. Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Раздел 8 включает следующие темы:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в семье, принявшей ребенка на воспитание, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
3.3.9. Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Раздел 9 включает следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
3.3.10. Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Раздел 10 включает следующие темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений лиц, желающих принять в семью ребенка;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи, принявшей ребенка на воспитание; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи, принявшей ребенка на воспитание, проблем семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
3.3.11. Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Раздел 11 включает следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять в семью ребенка, порядок предоставления ими документов для получения заключения о возможности быть усыновителем(ями), удочерителем(ями), опекуном(ами), попечителем(ями) или приемным(и) родителем(ями);
порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, лицам, желающим принять в семью ребенка, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки семей, принявших детей на воспитание, и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в семье, принявшей ребенка на воспитание; порядок предоставления лицами, принявшими ребенка под опеку (попечительство), приемную семью ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком семье, принявшей его на воспитание, или семьей, принявшей ребенка на воспитание, ребенку; третьими лицами семье, принявшей ребенка на воспитание, и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
3.3.12. Раздел 12. Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Раздел 12 включает следующие темы:
родительские и профессиональные функции семьи, принявшей ребенка на воспитание;
взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование лиц, желающих принять в семью ребенка, о доступной инфраструктуре социальных услуг для семей, принявших ребенка на воспитание, в месте проживания семьи; взаимодействие семей, принявших детей на воспитание, с социальным окружением и родительским сообществом.
3.3.13. Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел 13 включает следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка;
проведение самооценки лиц, желающих принять в семью ребенка, и выявление готовности их к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять в семью ребенка, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с лицами, желающими принять в семью ребенка, по их желанию).
Приложение № 2
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 16 апреля 2013 года № 256-П
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П приложение 2 признано утратившим силу. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 24 мая 2015 года.
------------------------------------------------------------------
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Исключен. - Постановление Правительства ЯНАО от 25.09.2015 № 903-П.
------------------------------------------------------------------